Переоборудование автомобиля под газ: стоит ли игра свеч? (ч.2)

В предыдущей статье мы начали разговор о рациональности установки на автомобили газобаллонной системы и рассказали о преимуществах такого переоборудования. Пришло время поговорить и о недостатках.

Наиболее часто выражаемыми минусами газобаллонных систем являются:

  • снижение динамики разгона и сокращение максимальной скорости на 3-5%;
  • уменьшение полезного объема багажника из-за газового баллона;
  • возможный запах газа в салоне (причиной является негерметичность выхлопной системы).

В техническом плане главным недостатком ГБО являются затруднения с оперативным изменением подачи газа. Смесь либо становится переобогащенной либо обедненной. В первом случае догорание газа, не сгоревшего полностью в цилиндре, происходит при выпуске, а во втором – повышается температура. И то, и другое приводит к термическим перегрузкам, из-за чего увеличивается износ свечей зажигания, клапанов и их седел в головке цилиндров, клапаны проседают, на тарелках появляются трещины. Однако все эти явления характерны для нарушенных режимов эксплуатации. Например, если перегруженный автомобиль совершает затяжной обгон, резко стартует, ездит по горам. При езде в нормальных условиях таких проблем практически не возникает. А в системах газобаллонного оборудования третьего поколения подобные явления и вовсе исключены.

Совместимость газового оборудования с бензиновой системой иногда подвергается сомнению: имеются случаи поломок форсунок и бензонасосов на инжекторных авто, а также засорения жиклеров и пересыхания уплотнителей на карбюраторных моделях. Но это, как правило, случается из-за игнорирования инструкции по эксплуатации ГБО. В них указано, что запускать двигатель следует на бензине, а затем уже переключаться на газ. Соответственно, нельзя отключать систему подачи бензина и оставлять топливный бак пустым.

Безопасность

Некоторым автолюбителям кажется небезопасным размещение газового баллона в багажнике автомобиля. Однако им следует знать, что толщина материала для газового баллона превышает толщину топливного банка. Кроме того, пропан-бутан не образует смесь с воздухом, так как они имеют разный вес.

Что же касается главных сомнений касательно ГБО, то они, как правило, связаны с явлением, называемым «обратный хлопок». Он вызывается «выстрелом карбюратора» – вспышкой в цилиндре из-за нарушения искрообразования. Бензиновым двигателям это не может причинить вред – максимальным «разрушением» является разрыв воздушного фильтра. А вот в газотопливной системе несколько литров смеси заполняет впускной коллектор двигателя, и при открытом клапане вспышка в цилиндре неизбежно приведет к взрыву газа. Вообще происходит это крайне редко, но последствия могут быть весьма неприятными: в лучшем случае разорвет корпус воздушного фильтра, может пострадать и коллектор. Следует отметить, что при исправной системе зажигания вероятность «обратного хлопка» приближается к нулю – то есть регулярное обращение в автосервис для проверки оборудование поможет обеспечить полную безопасность. А в системах четвертого поколения данная проблема полностью исключена.

Так ставить или нет?

Это решать уже только вам. Ориентироваться следует на расход топлива на автомобиле и ваш среднегодовой пробег. Если у вас малолитражный автомобиль, на котором вы ездите разве что раз в неделю на дачу, переоборудование принесет вам больше хлопот, чем экономии. Если у вас внедорожник, на котором вы «наматываете» не менее 20 тыс. км в год, установка ГБО себя окупит, причем за минимальное время. Однако наиболее установка газобаллонного оборудования оправдана, конечно, для автобусов и грузовиков как для автотранспортных средств с большим расходом топлива.


Как выбрать автосервис: вредные советы