При проектировании нового автомобиля инженеры большое внимание уделяют геометрии его кузова. И это неспроста – от этого зависят динамические и скоростные характеристики, устойчивость и безопасность. Ремонтно-восстановительные работы после ДТП очень часто связаны с восстановлением геометрии.
Типичные проблемы
Распространены ситуации, когда неквалифицированные работники начинают восстанавливать кузов без всякой диагностики, что называется "на глазок". Обычно в таких случаях результат не очень хороший – с машиной в процессе эксплуатации возникает много различных проблем.
Когда возникает необходимость в диагностике и в восстановлении геометрии?
Распространено мнение, что такие операции проводятся только после серьёзных ДТП. Однако на самом деле это не так. Даже после незначительных столкновений, ударов в бок или попадания колеса в канализационный люк повреждается кузов.
С какими последствиями обычно приходится сталкиваться после мелких и крупных аварий?
- Нарушение симметрии колёс;
- Смещение диагоналей кузова;
- Различные деформации и прочее.
Правильная геометрия – это в первую очередь баланс и симметрия.
Естественно, что для полного восстановления машины просто необходимо провести диагностику кузова. Далеко не всегда действительно требуются работы по выправлению, но проверка в любом случае не помешает.
Чем грозят такие оставленные без внимания проблемы?
Во время эксплуатации происходит повышенный износ шин, а также некоторых других деталей. Из-за нарушений аэродинамики машину начинает заносить при движении. В поворотах она перестаёт быть столь устойчивой как раньше.
Обычно в таких случаях автовладельцы говорят, что после аварии с машиной "что-то не то".
Диагностика геометрии
В большинстве случаев все нарушения легко заметны невооружённым взглядом – это вмятины, складки, трещины и прочее. Достаточно взглянуть на машину, чтобы увидеть нарушения симметрии.
В некоторых случаях дефекты скрыты. Для их обнаружения потребуется взглянуть под днище или на внутренние отсеки. Даже неопытный автомобилист легко обнаружит проблемы.
Но иногда бывает, что смещения не слишком явны, и поэтому в ходе поверхностного осмотра остаются незамеченными. В этом случае только специалисты в состоянии обнаружить дефекты и предпринять все меры по их устранению.
Таким образом, проверка обычно включает несколько этапов:
- Внешний осмотр;
- Проверка положения колёс;
- Точная диагностика со сверкой базовых точек кузова.
С первыми двумя пунктами всё понятно. Проверка по базовым точкам – это наиболее точный способ. Такие точки заложены производителем в конструкции. Для этого используются линейки и специальные карты замеров. Подобным образом постепенно осматривается весь кузов.
Только после этого удаётся получить точную информацию, на которую в свою очередь будут опираться мастера при проведении ремонтно-восстановительных работ. В настоящее время в крупных и профессиональных автомобильных сервисах такая услуга достаточно востребована.
Процедура восстановления геометрии кузова
Выполнять такую работу должны только опытные и квалифицированные мастера, разбирающиеся во всех особенностях. Сложность заключается как в самой диагностике, так и в последующем ремонте. Для этого применяется сложное оборудование и современные компьютерные технологии.
Для выполнения поставленной задачи автомобиль устанавливается на специальный стенд. К моменту начала работы специалисты уже располагают всей необходимой информацией, и знают, как именно следует проводить ремонт.
Далее специальные станки буквально проводят вытяжку кузова, деформацию и сжатие. Т.е. фактически он деформируется в обратную сторону, чтобы добиться точного положения. Такая операция проводится под контролем компьютера, благодаря чему достигается высочайшая точность.
Из очевидных плюсов можно отметить высокую точность восстановления кузова, а также возможность исключить ручной труд. Но специалисты должны обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы контролировать весь процесс. И поэтому лучше доверять всё это только профессионалам, располагающим необходимым оборудованием.
Особенности ремонта кузова: рихтовка и кузовные работы